Дети дошкольного возраста: ночные кошмары; страхи; регрессивное поведение (поступки, характерные для более младшего возраста); несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, а также сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками; открытая мастурбация.

Дети младшего возраста: резкое ухудшение успеваемости; невозможность сосредоточиться; несвойственные возрасту знания в половых вопросах, сексуально окрашенное поведение; гнев, агрессивное поведение; ухудшение взаимоотношений со сверстниками и родителями, не являющимися насильниками; деструктивное поведение; мастурбация.

Подростки: депрессия; низкая самооценка; агрессивное, антисоциальное поведение; затруднения с половой идентификацией; сексуализированное поведение; угрозы или попытки самоубийства; употребление алкоголя, наркотиков; проституция, беспорядочные половые связи; уходы из дома; насилие (в том числе сексуальное) по отношению к более слабым.

Как показывает практика, в 80% случаев сексуальное насилие над ребенком совершается его родственником или знакомым. Данная форма насилия из всех его видов заслуживает в дополнение к вышесказанному более глубокого рассмотрения, для принятия в повседневной практике мер профилактики, выработки настороженности и тактики соответствующего поведения у родителей, а также самих детей.

Действия родителей по предотвращению сексуального насилия по отношению к ребенку

Сексуальное насилие является преступлением и встречается во всех слоях общества, причем значительно чаще, чем принято считать. Вовлечение ребенка в сексуальные действия, как правило, происходит постепенно, а не является однократным случайным эпизодом. Оно может тянуться годами. Причем насильник всегда значительно старше, сильнее, и жертва находится в зависимости от него. Обеспечение безопасности ребенка во многом связано с предостережением его от необдуманных контактов с посторонними людьми, но этого все-таки может оказаться недостаточно, чтобы избежать сексуального насилия: в 85% случаев сексуальное насилие совершает не посторонний, а человек, которого ребенок знает, зависит от него, доверяет ему или даже любит. Многие жертвы не рассказывают о перенесенном насилии, пока не станут взрослыми, а некоторые из них не рассказывают никогда. Рассказать кому-либо о сексуальном насилии трудно для жертвы по многим причинам: - угрозы со стороны насильника; - насильник хорошо знаком ребенку или его родственникам, и ребенок может жалеть его; - жертва может считать себя виновной в насилии; - ребенок любит насильника или нуждается в нем; - пострадавший может быть заинтересован в особом внимании, которое ему уделяет насильник; - ребенок не понимает, что то, что с ним делают - плохо; - несовершеннолетний может бояться, что ему не поверят. Дети должны знать о сексуальном насилии. Все дети по характеру доверчивы и открыты. Их учат быть послушными и не задавать вопросы старшим. Дети зависят от взрослых физически и эмоционально, поэтому 26 им приятно внимание любого взрослого. Эти обстоятельства делают их легкой добычей взрослых насильников, которым зачастую не приходится прибегать к прямому насилию, чтобы добиться своей цели: подарков, хитрости, угроз, авторитета и зависимости ребенка оказывается достаточным.

Рекомендации социальным педагогам

В ходе работы по выявлению лиц, склонных к совершению преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, необходимо проверять:

1. Лиц, проживающих отдельно либо имеющих возможность уединяться в отдельном жилом доме (дача, дом в деревне, здания религиозных общин и т.д.), куда периодически ходят несовершеннолетние: — для приобретения навыков рисования, моделирования, или занятия каким-либо видом спорта и т.д., документы разрешающие проведение занятий с детьми зачастую отсутствуют; — с целью распития спиртных напитков, курения табака, просмотров запрещенных видеофильмов и т.д.; — проповедования различных форм религии и сект.

2. Лиц бесцельно посещающих территорию детских образовательных и дошкольных учреждений, в которых не проходят обучение или воспитание их дети.

3. Антисоциальных лиц, проживающих с женщинами (мужчинами), имеющих на воспитании несовершеннолетних детей.

4. Приемные семьи, детские дома семейного типа и т.п., в которых кроме приемных, имеются совершеннолетние биологические дети, не вступившие в законный брак.

5. Лиц, которые безвозмездно неоднократно передают посторонним детям какие-либо предметы (телефоны, игрушки, сладости и т.п.), а также постоянно оказывают им знаки внимания.

6. Лиц, которые открыто, предлагают несовершеннолетним вступить в половую связь, принять участие в откровенной видео — фотосъемке, либо показать посторонним интимные части тела.

7. Одиноких работников дошкольных учреждений и учреждений образования, медицинских учреждений, проводящих большое количество времени с детьми наедине (проведение дополнительных занятий, кружков, секций).

Также необходимо обращать внимание на несовершеннолетних резко изменивших свое поведение, а именно:

1. Ведут взрослые разговоры об интимной жизни;

2. Приобретают вещи и предметы, которые ранее им не могли позволить родители, законные представители (мобильные телефоны, планшеты и т.д.);

3. Увеличивается количество общений по средствам мобильной связи и Интернета, с лицами, не являющимися их сверстникам;

4. Появляются денежные средства, в том числе и на средствах мобильной связи от посторонних лиц, происхождение которых дети не могут объяснить либо явно врут;

5. Отказываются продолжать ходить на частные занятия, резко меняют свое отношение с положительного на негативное, в отношении лица которое проводило занятия, при этом не могут объяснить причину своего поведения;

6. Отказываются либо пытаются избежать прохождения планового медицинского обследования;

7. При насилии в семье стараются больше времени проводить на улице, в кругу друзей, в общении со взрослыми становятся замкнутыми;

8. Боясь взрослых, о происходящем насилии рассказывают «по секрету» своим близким друзьям, жалуются на боли половых и внутренних органов.

Рекомендации педагогам - психологам, социальным педагогам, классным руководителям

Выступление на классных родительских собраниях «Сексуальная неприкосновенность несовершеннолетнего»

Каждый несовершеннолетний должен знать и своей сексуальной неприкосновенности. Это очень важно. Статистика показывает, что около 9 из 100 юношей подвергаются изнасилованию. Обычно насилуют именно знакомые подростка. 20 из 100 девочек старших классов школы пострадали от физического или сексуального насилия со стороны также знакомых партнеров. Но как поговорить с ребенком на эту непростую, если не сказать пугающую тему? Эксперты по защите прав ребенка советуют говорить об этом с раннего возраста, используя понятия “хорошее”, “плохое” и “интимное” прикосновение. Объясните ему, что к хорошим прикосновениям относятся дружеские объятия, похлопывание по спине и поцелуй в щечку, а к плохим – удар или толчок. К интимным – когда кто-то хочет прикоснуться к подростку, говоря, что не нужно об этом никому рассказывать. Будьте уверены в том, что в случае возникновения такой ситуации, ребенок ответит “нет”. Кроме того, рекомендуется использовать купальник или плавки, как наглядное пособие для ребенка с целью определения интимных мест. Вы можете сказать ему, что к любому месту, которое прикрывается купальником или плавками, никто не должен прикасаться. По мере взросления ребенка можно рассказать об этом более детально. Обязательно нужно объяснить ребенку, что никогда не следует: 28 - Подходить к незнакомому взрослому ближе, чем на метр, особенно если он находится в автомобиле. - Входить в лифт с незнакомым взрослым или заходить одновременно с ним в подъезд. - В одиночку идти со взрослым – как незнакомым, так и малознакомым, как в знакомое, так и в незнакомое место под любым предлогом: посмотреть/взять в подарок/помочь вылечить щенка или котенка, взять пакет для папы, помочь в какой-то хозяйственной мелочи, проводить и показать улицу или дом. - Садиться в машину со знакомыми и тем более незнакомыми, даже если они сообщают, что «папа/мама в больнице и тебе срочно нужно приехать» (надо объяснить ребенку, что сначала нужно папе/маме позвонить и выяснить, все ли с ними в порядке, а если дозвониться не удается – поехать с хорошо знакомым взрослым, лучше – женщиной, к примеру, с соседкой или мамой школьного приятеля). - НИКОМУ, кроме доктора на приеме (с согласия и в присутствии родителей) нельзя позволять себя трогать за половые органы – и тем более нельзя трогать никого из взрослых, или более старших ребят. Даже если они об этом очень попросили и предложили щедрое «вознаграждение», даже если это близкие родственники, и даже если они заявляют, что «все дети делают это» или, напротив, «сейчас ты узнаешь то, что не знает и не умеет еще никто из твоих ровесников». Еще нужно объяснить ребенку, что если на него все же напали, обманули, запугали и сделали все то, чего делать права не имели – надо рассказать об этом тем, кому доверяешь – и как можно раньше! Часто дети не решаются сказать матери о действиях отчима, отца или деда из страха, что мать просто не поверит или потому, что это будет слишком тяжелым ударом для нее. Однако если мама или кто-то из очень близких проведут беседу об этих опасностях первыми – ребенок будет понимать, что в случае беды именно этому взрослому можно довериться. Увы, нередко бывает, что матери вполне в курсе происходящего, но либо делают вид, что ничего не знают, либо вообще махнули на это рукой – что часто встречается в асоциальных семьях. В этом случае ребенку очень повезет, если на его пути встретится кто-то (соседи, учителя, родители друзей), кто объяснит, что с этой бедой можно и нужно обращаться в полицию, органы опеки, психологические службы. Ребёнок должен быть информирован о возможности насилия в доступной для его понимания форме. При этом необходимо учесть, что возраст около 25% жертв сексуального насилия составляет меньше 7 лет, поэтому чрезвычайно важно понять, что делать и как разговаривать с ребёнком, в зависимости от его возраста. Психологи дают такие рекомендации: 29 • 18 месяцев – необходимо научить ребёнка правильным названиям частей тела. • 3-5 лет – необходимо научить ребёнка правильным названиям интимных частей тела и помочь ему научиться говорить «нет» в ответ на любое сексуальное предложение. Дать ребёнку прямые ответы, в соответствии в доступной для его понимания форме на его вопросы о сексе. • 5-8 лет - научить ребёнка правилам безопасности на улице и помочь ему научиться отличать симпатию от сексуальных претензий. Необходимо поощрять ребёнка к тому, чтобы он рассказывал взрослым о любом испугавшем его событии. • 8-13 лет – научить ребёнка основным приёмам самозащиты (знать номер полиции, не стыдится звать на помощь и привлекать к себе внимание в случае опасности) и объяснить ему основные правила приемлемого сексуального поведения. • 13-18 лет – рекомендовано обучение навыкам персональной защиты для предотвращения венерических заболеваний и нежелательной беременности, знакомство с понятием «изнасилование» и правилам безопасности для того, чтобы не стать жертвой этого преступления. 2. Говоря о сексуальном насилии, необходимо избегать чрезмерного запугивания. Хотя немаловажно, чтобы ребёнок был достаточно обеспокоен опасностью стать объектом насильственного поведения взрослых, тем не менее, необходимо, чтобы он был и достаточно уверен в своей способности, в случае необходимости, избежать такой ситуации. 3. Необходимо обстоятельно объяснить, чем нормальные прикосновения отличаются от «ненормальных», создающих у ребёнка ощущение дискомфорта или смущения. 4. Необходимо объяснить ребёнку, что у него есть права - право распоряжаться своим телом и право говорить «нет», когда прикосновения к их телу доставляют им неприятные ощущения. 5. Важно побудить ребёнка сразу же рассказать Вам, если взрослый человек, кем бы он ни был, прикасался к нему. 6. Обсудите с ребёнком, какими приёмами, возможно, будут пользоваться взрослые, чтобы вовлечь их в сексуальные действия.

Уважаемые родители!

Эта памятка предназначена для Вас, так как, находясь рядом с ребенком или подростком.
Вы можете помочь предотвратить насилие и посягательства их на половую неприкосновенность.

Как понять, что ребенок или подросток подвергался сексуальному насилию?
- вялость, апатия, пренебрежение к своему внешнему виду;
- постоянное чувство одиночества, бесполезности, грусти, общее снижение настроения;
- уход от контактов, изоляция от друзей и близких;
- или поиск контакта с целью найти сочувствие и понимание; - нарушение умственных процессов (мышления, восприятия, памяти, внимания), снижение качества выполняемой учебной работы;
- отсутствие целей и планов на будущее;
- чувство мотивированной или немотивированной тревожности, страха, отчаяния; - пессимистическая оценка своих достижений;
- неуверенность в себе, снижение самооценки.
Перечисленные проблемы могут появиться в школе, дома, либо в любой знакомой обстановке, когда ребенок или подросток видит или слышит о насилии, и определяются педагогом/родителем методом наблюдения за ребенком и личной беседы с ним. Помогите детям решать проблемы и не играть в жестокие игры.
Решайте все проблемы без жестокости, проявляя уважение к детям.

Справочная информация для обращения в случае опасности:
8 (486-46) 2 02 22 – детский телефон доверия (Центр психолого-педагогической помощи Мценского района) (звонок анонимный).
102 - вызов полиции,
112 - с любого, в том числе мобильного, телефона.

Уважаемые дети!

Эта памятка предназначена для Вас.

Избежать насилия можно, но для этого необходимо усвоить "Правило пяти "нельзя":
- Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.
- Нельзя заходить с ними вместе в подъезд и лифт. - Нельзя садиться в чужую машину.
- Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.
- Нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.
Научитесь всегда отвечать "Нет!":
- Если предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.
- Если в школу или детский сад пришел посторонний, а родители не предупреждали об этом заранее.
- Если в отсутствие родителей пришел незнакомый (малознакомый) человек и просит впустить его в квартиру.
- Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с тобой время.


Справочная информация для обращения в случае опасности:

8 (486-46) 2 02 22 – детский телефон доверия (Центр психолого-педагогической помощи Мценского района) (звонок анонимный).

102 - вызов полиции,

112 - с любого, в том числе мобильного, телефона.